VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Трансформация экономической системы Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002432
Тема: Трансформация экономической системы Российской Федерации
Содержание
Оглавление
     
Введение	3
Глава 1. Понятие и виды экономической системы	5
1.1. Понятие экономической системы	5
1.2. Виды экономических систем	6
Глава 2. Трансформация экономической системы Российской Федерации	9
2.1 Этапы трансформации экономических систем	9
2.2 Анализ трансформации экономической системы России на современном этапе	17
Глава 3.  Проблемы и перспективы трансформации экономики России	28
3.1 Проблемы трансформации экономики России	28
3.2 Перспективы трансформации экономики России	31
Заключение	34
Список использованной литературы	36
Приложение 

     
     
     
     
     
     

Введение
     
     Трансформационные процессы в хозяйственной системе являются отражением потребности общества в изменениях, свидетельствуют об исчерпании потенциала прогресса и направлены на преодоление противоречия между инерционностью динамики социально-экономических отношений и качественным характером происходящих изменений.
     Для российских трансформационных процессов характерны увеличение роли стихийных факторов, слабая управляемость и непредсказуемость конечных результатов и, как следствие, возникновение кризисных потрясений, утрата внушительной части научно-технического и производственного потенциала, топливно-сырьевая ориентация экспорта и доминирование импортных товаров на российском рынке, что привело страну к серьезной зависимости от экономики и политики промышленно развитых стран, превратившихся в серьезнейших конкурентов и отодвигающих страну на периферию мировой экономической системы.
     Актуальность выбранной темы заключается в том, что процесс трансформации экономики всегда являлся актуальной проблемой, так как зная тенденции развития экономики можно спрогнозировать ее будущий результат.
     Степень разработанности проблемы. В последние годы российские экономисты проявляют повышенный интерес к проблеме трансформации. Различные аспекты ее раскрываются в работах СВ. Любимцевой, Л. Абалкина, Н.В.Мухаровского, Ю. Ольсевича, Е. Гайдара, Я. Корнай, В. Иноземцева, Дж. Стиглица, И. Самсона, А. Бузгалина, С. Глазьева, А. Колганова, В. Кириченко, Л. Якобсона, Е. Ясина, Б. Шеванса, Р. Капелюшникова, В. May, А. Нестеренко и др.
     Методология. В процессе написания работы использовались труды отечественных экономистов, также использовались взгляды зарубежных ученых на процессы трансформации, как в России, так и за ее пределами. Нормативно-правовые акты российской Федерации, методические материалы по изучаемой проблеме исследовались для достижения цели поставленной в работе. В качестве основных методов в работе использовались: изучение отечественной и переводной учебной, методической и справочной литературы по вопросам экономической трансформации.
     Цель данной работы - изучение основных трансформационных направлений в экономике России.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - определить понятие экономической системы;
     - рассмотреть виды экономических систем;
     - проанализировать этапы трансформации экономических систем;
     - провести анализ трансформации экономической системы России на современном этапе;
     - рассмотреть проблемы трансформации экономики России;
     - проанализировать прогнозы перспектив трансформации экономики России
     Объект исследования - трансформационные процессы в экономической системе.
     Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе трансформации экономической системы.
     Информационной базой послужили следующие источники: монографии последних лет, статистические сборники, данные Министерства финансов РФ, Банка России, ресурсы Интернет, периодические источники.
     Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав,  заключения и списка использованной литературы. 
     



Глава 1. Понятие и виды экономической системы
1.1. Понятие экономической системы

     Экономическая система - это система всех экономических процессов и производственных отношений, которая сложилась в конкретном обществе1. Под этим понятием понимается алгоритм, способ организации производственной жизни общества, который предполагает наличие устойчивых связей между производителями с одной стороны и потребителями - с другой. 
     Содержание понятий "экономическая система" и "типы экономических систем" сильно зависит от конкретной научной школы. В одних школах они рассматриваются и описываются с помощью макроэкономических концепций, в других - через поведение людей, в-третьих акцентируется внимание на их системности и т. д. 
     В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, командную, смешанную и традиционную экономики (см. рис. 1). 

Рис. 1 – Типы экономических систем
     Основными в любой экономической системе выступают следующие процессы:  производство, распределение,  обмен,  потребление (благ). 
     Производство в любой из существующих экономических систем осуществляется на основе соответствующих ресурсов. Тем не менее, некоторые элементы все же отличаются в разных системах. Речь идет о характере социально-экономических отношений, механизмах хозяйствования, мотивации производителей и т. п.2
     Одним из важнейших признаков классификации экономических систем является форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановой). В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию XIX века и современный Гонконг; капиталистической «плановой» экономики — гитлеровскую Германию; социалистической «рыночной» экономики — Югославию; социалистической плановой экономики — СССР. 

1.2. Виды экономических систем
     
     Экономическая система - это набор взаимосвязанных элементов, которые образуют общую экономическую структуру. Принято выделять 4 вида экономических структур: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика.
     Экономическая структура делится на четыре вида:  традиционная, рыночная, командная, смешанная. 
     Рассматривая, что такое традиционная экономическая система, нельзя не отметить тот факт, что она построена на натуральном производстве, и имеет уклон на сельское хозяйство. Традиционная экономика чтит традиции и поклоняется своим негласным законам. В наше время, практически нигде не используют традиционную экономику. Можно найти всего несколько стран, которые ведут традиционный образ жизни, к примеру, племена, проживающие в Африке. Их образ жизни почти не изменился. Они живут по тем же традициям и законам, что и их предки. Но в некоторых странах, люди все еще празднуют религиозные праздники, например Рождество. Кстати, соблюдение традиций, весьма отображается на экономике.
     Плановая или командная экономика характерна тем, что сама принимает решение, как, что, когда и для кого производить. Исходя из статистики данных страны, устанавливается спрос на услуги и товары. Что касается кризиса производства, то в условиях командной экономики он  практически невозможен. Но может наблюдаться дефицит качественных услуг и товаров. К плюсам  командной экономики можно отнести экономию ресурсов, человеческих. Плановая экономика в состоянии довольно быстро реагировать на всевозможные угрозы. Вспомните, как быстро Советский Союз  эвакуировал все заводы на безопасную территорию. Рыночная экономика не сможет такое провернуть.3
     В отличие от командной экономики, в рыночной экономике преобладает, в основе предложения и спроса, частная собственность. И, соответственно, приветствуется свободное ценообразование. Роль государства в экономической системе ограничивается регулированием с помощью законов. В течение длительного времени считалось, что вмешиваться в рыночную экономику довольно вредно, а рынок в состоянии регулировать все возникающие проблемы самостоятельно. Однако это утверждение было оспорено. Из кризиса можно выйти только в том случае, если появится спрос на  услуги и товары. Но он мог появиться только со стороны государства4. 
     В каждой стране есть какие-то элементы рыночной или традиционной экономики. В важных отраслях присутствуют остатки традиционной экономической системы. Практически все потребители принадлежат к частным фирмам. Они определяют спрос только на свою продукцию, и видят новые тенденции. Но есть определенный вид товаров, которые могут производиться только в условиях традиционной экономики. Например, национальные костюмы, и некоторые продукты. Именно поэтому и сохранились элементы традиционной экономики.

Глава 2. Трансформация экономической системы Российской Федерации
2.1 Этапы трансформации экономических систем
     
     Период  правления  президента  Бориса  Ельцина  можно  назвать  эпохой  провалов  в постсоциалистическом  развитии российской экономики. И дело не  в том, что этот  человек был  по  натуре  популист  и  разрушитель.  Он  пришел  к  власти  без  команды единомышленников,  был  связан  всеми  «фибрами  души»  с  бывшим  партаппаратом  и,  как приставляется, сначала делал что-либо, а потом уже смотрел — что получится.
     Россия  за  период  с  начала  90-х  гг.  до  1999  г.  развивалась  по  нисходящей  линии. Показатели  валового  внутреннего  продукта  с  1990  г.  постоянно  снижались.  Если  принять 1990 г. за 100 %, то выявляется следующая динамика снижения ВВП: 1991 г. — 95,0 %; 1992 -81,2;  1993 — 71,1;  1994 — 64,7;  1995 — 62,0;  1996 — 59,9;  1997 — 60,4;  1998г. — 57,7%. Следовательно, в 1990 г., когда ВВП сократился на 2 %, до 1998 г. он упал еще на 42,3, те, почти наполовину в РФ.5 Это привело некоторых экономистов к констатации того факта, что для  постсоциалистического  развития  больше  подходит  не  эвфемизм  «рецессия»,  а  понятие «трансформационный  спад»,  или  даже  великая  «постсоциалистическая  депрессия», учитывая,  что  по  продолжительности  и  глубине  этот  экономический  спад  превосходит экономический кризис начала 30-х гг. XX века в западных странах. В России в 1992-1993 гг. в  результате  освобождения  цен  по  плану  Е.  Гайдара,  уменьшился,  но  до  конца  не  исчез дефицит,  безработица  осталась,  в  силу  ряда  причин,  на  низком  уровне,  а  сама  экономика находилась в состоянии гиперинфляции. Объем производства и реальные доходы населения сильно  упали,  что  свидетельствует  о  вырождении  традиционной  политической  системы, сопровождающейся  тенденцией  к  экономическому  обособлению  отдельных  территорий, ростом «автономизации» Российской Федерации.
     Вместе  с  тем  следует  сказать,  что,  несмотря  на  отмеченные  недостатки  и  в  целом кризисное  развитие  экономики,  проводимые  в  первом  периоде  экономические преобразования  способствовали  решению  ряда  реформационных  задач.  В  стране  в значительной  мере  произошло  становление  многообразных  форм  и  типов  хозяйствования, инфраструктуры рыночной экономики, создана система акционерных обществ, определены правовые  основы  хозяйственной  деятельности  (принят  Гражданский  кодекс  РФ), сформирован  механизм  функционирования  финансовой  и  банковской  системы, осуществлено  разгосударствление  цен,  либерализована  внешняя  торговля,  введены рыночные  принципы  формирования  национальной  валюты.  Экономика  страны  стала  все больше  опираться  на  институт  частной  собственности.  Конечно,  все  эти  мероприятия осуществились как бы в первом приближении, но иначе и быть не могло.
     Трансформация  планово-директивной  системы  в  рыночную  экономику  позволила  в короткий  срок  решить  задачу  сбалансированности  спроса  и  предложения.  Стали  доступны традиционно  дефицитные  в  торговле  продовольственные  и  промышленные  товары,  а  некоторые  даже  произведены  в  избытке  (при  низкой  покупательной  способности  населения). Особо  следует  подчеркнуть  быстрое  развитие  рынка  новых  товаров,  которых  граждане могли  приобретать  лишь  в  исключительных  случаях.  Речь  идет  о  современных высококачественных  компьютерах,  средствах  связи,  видео  и  радиотехники,  автомашинах, бытовых приборах и т.п.
     Можно  сделать  вывод,  что  в  1992-1998  гг.  российская  экономика  характеризовалась тенденцией  сужающегося  воспроизводства  в  реальном  секторе,  ускоренный  развитием торговли  и  финансово-банковского  секторов,  снижением  эффективности  использования ресурсов,  сокращением  занятости,  расширением  зоны  бедности,  уменьшением платежеспособного спроса и как итог всех процессов -снижением уровня и качества жизни большинства населения страны.
     Отпуск  цен  на  большинство  товаров  и услуг  привел  к  серьезному  инфляционному всплеску  в  1992  г.  и  последующему  воспроизводству  инфляционных  волн.  Если  принять 1990  г.  за  100  %,  то  в  1992  г.  индексы  потребительских  цен  на  товары  и  платные  услуги населению  возросли  на  2608,8  %;  в  1993 — на  939,9;  в  1994 — 315,1;  в  1995-231,3;  в  1996 -121,8; в 1997 — 111,0; в 1998 г — на 184,4%.6
     Правда, вплоть до 1997 г. наблюдался тренд к снижению инфляции, однако в 1998 г. опять  следует  ее  всплеск  под  влиянием  девальвации  рубля.  Главная  проблема,  которая стояла  перед  правительством  Е.  Гайдара  в  1992  г. — убрать  инфляционный  «навес»,  т.е. обесценить  вклады  населения  в  сбербанках,  чтобы  не  было  давления  на  цены  со  стороны потребителя.  И  с  этой  задачей  оно  блестяще  справилось,  лишив  население  страны сбережений  и стариков  «гробовых»  денег.  Причем  в  отличие  от  других  стран  (например, Польше) по мере улучшения экономической ситуации в стране правительство и не подумало поставить  вопрос  о  возврате  этих  средств  населению.  Лишь  через  десять  лет  после  начала радикальных реформ оно начало возвращать эти деньги глубоким старикам.
     Вопреки  намерению  правительства  снизить  ежемесячный  уровень  инфляции  к  концу 1994  г.  до  7-9  %,  фактически  произошло  его  увеличение  вдвое  по  сравнению  с  первыми девяти  месяцами  и  достигло  14-16  %.  «Черный  вторник»  1.10.1994  г.  привел  к  срыву тенденции  к  макроэкономической  стабилизации  и  опасному  перелому  в  инфляционных ожиданиях  населения.  Определенное  дестабилизирующее  влияние  на  экономику  оказали политические  события,  особенно  чеченский  кризис.  Усилилась  долларизация  экономики, бесконтрольный  вывоз  капитала  за  границу.  Возросла  задолженность  государства предприятиям и гражданам, взаимные неплатежи предприятий друг другу. Малоэффективная налоговая система приводила к недополучению средств в доходную часть государственного бюджета, дефицит которого составил в 1994 г. 50 %.
     В  условиях  форсированного  перехода  к  рынку  положение  дел  даже  ухудшилось.  В целом  по  промышленности,  если  принять  1990  г.  за  100  %,  производство  продукции составило в 1991 г. -92 %, в 1992 -75, в 1993 -70, в 1994 -51, в 1995 -50, в 1996 -48, в 1997 -49,  в  1998  г. — 46  %.  В  отдельных  отраслях  положение  дел  было  еще  хуже:  в машиностроении, легкой  и  пищевой  промышленности  в  1998  г.  производство  сократилось, соответственно, на 63, 88 и 51%. Это поставило часть реального сектора экономики на грань выживания7.
     Вместе  с  тем  в  первом  периоде,  проводилась  определенная  структурная  политика  по перераспределению  финансовых,  материальных  и  иных  средств  от  отдельных  секторов экономики  в  топливно-энергетический,  военно-промышленный,  и  аграрно-промышленный комплексы.  Есть  даже  точка  зрения  о  том,  что  необходимо  было  эти  отрасли  сделать  на время  локомотивами  реформ,  а  затем, по  мере  достижения  экономического  роста  во  всей экономике,  переключить  средств  в  другие  отрасли  народного  хозяйства.  Данная  позиция является  по  многим  направлениям  уязвимой.  Во-первых,  «специализация»  в  мировой экономике, на производстве нефти, металла, древесины и т.д. неминуемо превратит Россию в топливно-энергетический  придаток  к  Западной  Европе.  Во-вторых,  хотя  данная специализация и имеет некоторые основания в структуре экономики РФ (продолжительная зима, вечная мерзлота и т.п.) «привыкание» к производству промежуточного продукта может привести страну к воспроизводству отсталой структуры экономики. В-третьих, необходимо выходить  на  производство  конечного  общественного  продукта  и  использование, инновационных технологий, увеличивать производство в отраслях группы «Б».
     В президентском послании 1995 г. была выдвинута следующая установка относительно этапов преодоления экономического кризиса:  «финансовая  стабилизация, рост сбережений, их  трансформация  в  инвестиции,  повышение  качества  жизни  граждан — таков  путь экономического  оздоровления  и  вывода  на  стадию  устойчивого  подъема».  Она  была положена  в  основу  правительственной  программы  «Реформа  и  развитие  российской экономики  в  1995-1997  гг.»,  одобренной  в  конце  марта  1995  г.  Тогда  суть  структурного маневра виделась в том, чтобы повысить эффективность производства и выйти на параметры экономического роста. Для этого предстояло изменить сырьевую направленность экономики, главным  образом – за  счет  увеличения  в  ВВП  доли  обрабатывающей  промышленности,  ее наукоемкой  части,  а  также  сферы  услуг,  интеллектуальной  деятельности,  предметов потребления.
     Получается,  таким  образом,  что  одна  из  главных  проблем  структурной  политики России в первом периоде состояла в создании благоприятного инвестиционного климата для вложения средств в экономику. По данным Минэкономики, в стране имеются 45 трлн. руб. свободных  денег.  Не  находя  выгодного  применения,  значительная  часть  ежегодно переводится в иностранную валюту -до 15 млрд. долл., и оседает в зарубежных банках. Из этого  следует,  что проблема  стимулирования  капвложений  и  репатриации  капитала упирается  в  более  общую  проблему  создания  в  стране  атмосферы  политической стабильности и предсказуемости действий правительства
     В  условиях  рыночной  экономики  принцип  социальной  защиты  меняется:  помощь должна  оказываться  тем,  кто  в  ней  действительно  нуждается:  малоимущие,  престарелые, больные  и  многодетные.  Социальные  программы,  не  должны  препятствовать  проведению необходимых  изменений в  экономике.  Льготы  следует  предоставлять  непосредственно трудящимся, а не предприятиям.
     Государство  задает  с  1992  г.  два  норматива — минимальную  заработную  плату  и прожиточный минимум, рассчитанный как физиологический минимум, исходя из набора 25 важнейших  продуктов  питания  (действует  с  1.11.1993  г.).  Причем  прожиточный  минимум был больше минимальной заработной платы в 1998 г. по сравнению с 1990 г. примерно в 7 раз,  а  средняя  номинальная  (начисленная)  заработная  плата  превышала  минимальную  в  15 раз.  То  есть  первая  деформация  заключается  в  том,  что  минимальная  заработная  плата  и прожиточный  минимум  поменялись  местами.  Вместо  того  чтобы  обеспечить воспроизводство  рабочей  силы  и  служить  точкой  отсчета  в  доходах  населения,  показатель минимальной заработной платы превратился в фискальный норматив8.
     Деформация  вторая  связана  с  тем,  что  минимальный  потребительский  бюджет, определяющий границу малообеспеченности, сравнялся со средней номинальной заработной платой,  равной,  примерно,  двум  прожиточным  минимумам.  Из  этого  следует,  что  средняя заработная  плата,  основной  источник  дохода  населения,  стала  показателям малообеспеченности в российском обществе. Третья деформация заключается в том, что ориентация в доходах населения уже идет на прожиточный минимум, а не на потребительский бюджет. Деформация четвертая заключается в росте дифференциации в оплате труда в целом по экономике, между отраслями, регионами и предприятиями. На октябрь 1997 г. соотношение размеров заработной платы наиболее и наименее обеспеченных работников составило 18 раз (по экономике в целом) и 29,5 раза (в банковской деятельности), а динамика среднемесячной заработной платы в отраслях ТЭК была значительно выше, чем в машиностроении, легкой промышленности и сельском хозяйстве.
     Пятая  деформация  заключается  в  снижении  средней  реальной  заработной  платы  в период  реформ  (с  1990  г.)  на  60  %,  тогда  как  падение  ВВП  составило  42,3  %  а производительность труда на одного занятого 36 % (в 1998 г.). Но, как считают некоторые ученые,  низкая  зарплата,  по  отношению  к  производительности  труда  была  основным лимитирующим  фактором  развития  советской  экономики.  Поэтому  подъем  оплаты  труда рассматривался не как отдаленное следствие, а как ключевая предпосылка успеха реформ.
     Деформация  шестая  заключается  в  структурной  разбалансированности  заработной платы.  Надтарифная  часть  на  многих  предприятиях  в  несколько  раз  превышает  базовую, тарифную  часть,  разрушая  пропорции  в  оплате  труда  между  работниками.  В  результате уровень  оплаты  труда  с  1  по  15  разрядов  не  достигает  даже  величины  прожиточного минимума,  вследствие  чего  80 — 90  %  работников  бюджетных  организаций  находятся  за чертой бедности.
     Седьмая  деформация  возникает  в  связи  с  появлением  в  категории  заработной  платы элементов теневой экономики. Размеры, не отраженные статистикой скрытых форм оплаты труда, достигают 25 — 30 % от всей начисленной заработной платы. В связи с этим необходим коренной пересмотр на предприятиях тарифных систем.
     Мировой кризис, с начала 2008 года, затронул практически все сферы экономики России. Падение уровня цен на нефть, снижение объемов инвестиций, понижение уровня ликвидности в банковском секторе повлекло за собой девальвацию рубля. Снижение объемов производства сельского хозяйства отразилось на экспорте и сокращении рабочей силы. Для поддержки курса и экономики Правительство РФ потратило 800 миллиардов долларов.
     Стабилизация ситуации началась только в 2010 году. Высокие цены на нефть и трата трети золотовалютных резервов, уменьшили бюджетный дефицит, однако, инфляция, безработица, высокий уровень коррупции все еще преобладали в экономике.
     За исключением кризисных 2008–2009 гг., отмечался рост ВВП, в среднем на 5,9% начиная с 2000 года. Наблюдался также рост показателей таких отраслей, как промышленность и сельское хозяйство. Повысился уровень реальных доходов населения, а также качество и уровень жизни. Количество россиян находящихся ниже черты бедности, постепенно снижалось.

Рис. 2.1  - ВВП России 1998-2012 гг, млрд американских долларов
     
     Кризис в России 2008 года, повлек за собой обвал фондового рынка, отток инвестиций, девальвацию рубля, снижение уровня ВВП, чистых доходов населения, а также рост уровня безработицы. Объём золотовалютных резервов, за 2009 год составил 412,6 млрд. долларов, в сравнении и с 2008 годом, этот показатель уменьшился на 27,5%. Объем ВВП за соответствующий период, снизился на 7,9%. Этот показатель являлся очень низким по сравнению с показателями других стран. Несмотря на это, внешний долг России —160 млрд. долларов, накапливавшийся еще со времен СССР, удалось полностью ликвидировать9.
      С помощью антикризисных мер Правительства, которые были предприняты, в 2010 году наблюдалось повышение темпов роста ВВП на 4% и роста промышленности на 5,8%.
     Таким образом, преодолев финансовый кризис, с 2010 года, экономика России постепенно наращивала обороты во всех отраслях.
     Региональные  проблемы.  Сложность  ситуации  с  региональным  развитием  экономики России обусловлена главным образом распадом системы общесоюзного разделения груда и ростом сепаратизма в связи с трансформацией экономической системы в стране. Следует  отметить,  что  региональные  образования  в  РФ  сильно  отличаются  друг  от друга по территории, составу населения, валовому объему производства и другим технико-экономическим  показателям.  Особенно  в  тяжелом  положении  оказались  регионы  с преобладающим развитием ВПК, в большей степени, зависящие от поставок сырья, топлива и продовольствия, с критической экологической обстановкой. Лучшее положение у регионов с комплексным развитием или имеющим большие запасы экспортных ресурсов. Они стали ориентироваться на самообеспечение и продажу дефицитных ресурсов (нефти, газа, леса) за границу,  выступили  «пионерами»  регионализации и  сепаратизма.  У  региональной  элиты возник  соблазн,  используя  слабость  федеральной  власти,  искать  выход  из  стагнирующей ситуации  в  одиночку — путем  выбивания  субвенций,  льгот  по  налогообложению,  квот  по импорту и т.п.

2.2 Анализ трансформации экономической системы России на современном этапе
     
     Санкции против Российской Федерации затронули четыре сектора российской экономики: банки, оборотная промышленность, ТЭК и поставки отдельных видов продовольствия. В банковом секторе запреты направлены на перекрытие источников финансирования. Российские коммерческие банки лишаются возможности занимать денежные средства на международных рынках капитала по низким процентным ставкам. Это привело, в первую очередь, к психологическому воздействию на инвесторов и кредиторов. Что выражается в снижении уровня доверия к российским эмитентам и финансовым организациям. Мировая конкурентоспособность российского банковского сектора упала. Так, главной целью ЦБ теперь является расширение объемов фондирования и поддержка ликвидности банковского сектора страны.
     После введения санкций, привлечение внешнего заемного капитала обходится на 3–4% дороже для России, чем это было до объявления всех ограничений. Внутри страны также произошли изменения в удорожании кредитного ресурса, из-за резких изменений курса валют в 2015 году10.
     Западные санкции в ответ на присоединение Крыма отразились максимально негативно на экономике РФ, а антисанкции еще больше усугубили положение нашей страны. 
     Рассматривая сложившуюся ситуацию в России, следует отметить, что она в достаточной степени зависима от ввоза наукоемких технологий, лекарств, продукции машиностроения и продовольствия. Следовательно, запрет на экспорт и импорт резко отразился на экономике страны. Кроме этого пострадала кредитная привлекательность страны, что выразилось в оттоке иностранных инвестиций. Возможности по внешним займам также сократились.
     Но с другой стороны, санкции могут повлиять более чем положительно на страну, против которой они были введены. Так, экономика РФ может измениться структурно, для более эффективного развития. Россия была ориентирована на экспорт нефти, и развитие других отраслей не имело прямой необходимости. Россия, как никакая другая страна, имеет достаточную сырьевую, ресурсную и технологическую базу для производства большинства товаров, экспортируемых из-за границы. В данный период времени подготавливается долгосрочная стратегия экономической безопасности России – к 2030 году.
     Рассмотрим основные макроэкономические показатели России в кризисные 2014-2015 гг, а также  состояние экономики в 2017 году.  
     В динамике количественных показателей финансового сектора сохранение положительных реальных процентных ставок привело к формированию ряда тенденций.
     С одной стороны, рост рублевых депозитов населения постепенно восстанавливался после снижения в конце 2014 – начале 2015 года. 
     Тенденция к росту вкладов наблюдается уже несколько лет, и даже в период девальвации рубля и кризиса 2015 года люди несли деньги в банки. В итоге с 2012 по 2017 год объем депозитов физлиц вырос более чем в два раза — с 11,9 трлн до 24,3 трлн руб. (с учетом вкладов в валюте).  После всплеска любви населения к валютным вкладам в период резкого ослабления рубля, когда их доля доходила примерно до 31%, сейчас население перекладывается в рубли. В 2016 году доля валютных вкладов, по данным Банка России, составила 24%, рублевых — 76%. Объем же валютных депозитов в рублевом выражении упал по сравнению с прошлым годом более чем на триллион: с 6,9 трлн на 1 января 2016 года до 5,8 трлн руб. на 1 января этого года. Отчасти это связано с укреплением курса рубля, но и рублевые депозиты стали пользоваться большей популярностью: их объем вырос с 16,3 трлн до 18,4 трлн руб11 (см. рис. 2.2).  
     На конец декабря 2016 года средневзвешенная процентная ставка по привлеченным кредитными организациями вкладам физлиц в рублях в зависимости от срока размещения составляла от 3,34 до 7,95%. Тогда как средняя ставка по депозитам в долларах варьировалась между 0,2 и 1,82%, в евро — от 0,03 до 0,74%.
     Банки резко подняли ставки в конце 2014-го — начале 2015 года, после того как ЦБ повысил ключевую ставку до 17%. Наиболее привлекательными проценты были по вкладам от полугода до года, что привело к изменению структуры депозитов по срокам размещения12.

     
Рис. 2.2 - Вклад отдельных элементов в годовые темпы прироста широкой денежной массы13
     Банковская система России встретила 2017 год с профицитом ликвидности. Это означает, что предложение денег превышает спрос на них со стороны участников рынка. Финансовые организации аккумулируют больше денежных средств, чем могут активно использовать – например, выдавая кредиты. Одна из главных причин – сократившаяся кредитоспособность корпоративного сектора и физических лиц.
     Активы банковской системы РФ за прошедший год сократились в номинальном выражении на 3,5% и составили на 1 января 2017г. – 80,1 трлн. рублей. Объем находящейся в обращении денежной наличности увеличился на 270,9 млрд. рублей (3,2%) – до 8,802 трлн. рублей14.
     Банковские вклады населения (рублевые и валютные) увеличились на 4,2% и достигли к 1 января 2017г. показателя в 24,2 трлн. рублей. В 2016г. произошло уменьшение совокупного кредитного портфеля российских банков на 3 трлн. рублей (6,9%). Всего на 1 января 2017г. банки выдали кредиты организациям, физическим лицам, финучреждениям на общую сумму – 55 трлн. 478,8 млрд. рублей15.
     В том числе:
     – объем кредитов, выданных нефинансовым организациям, сократился на 9,5% (без учета валютной переоценки – на 3,6%);
     – кредитование населения, напротив, возросло на 1,1%.
     В ЦБ РФ отмечают улучшение качественных показателей кредитного портфеля.
     Просроченная задолженность по всем кредитам снизилась за год на 5,1% и составила на 1 января 2017г. – 2 трлн. 891,5 млрд. рублей (или 5,2% от общей суммы).
     В том числе:
     – в нефинансовом секторе – 1 трлн. 892,1 млрд. рублей;
     – в потребительском (физлица) – 856,3 млрд. рублей.
     Удельный вес «просрочки» по кредитам нефинансовых организаций незначительно вырос – с 6,2 до 6,3 процентов, в сегменте розничного кредитования – снизился с 8,1 до 7,9 процентов. При этом объем просроченной задолженности корпоративного сектора за прошедший год уменьшился на 8.9%, розничного – на 0,7%16.
     Одним из главных финансовых результатов 2016г. является рост (почти в 5 раз) полученной кредитными организациями совокупной прибыли – с 192 до 930 млрд. рублей. Из них 516,9 млрд. рублей приходится на Сбербанк. В то же время, количество прибыльных банков сократилось с 553 до 445 (на 20%), убыточных – с 180 до 178. Общее количество действующих в РФ кредитных организаций уменьшилось в прошлом году с 733 до 62317,  из которых 336 (53,9%) можно отнести к крупным банкам. А на 01.01.2016 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляло – 733, из них - 383 (52,3%) можно твердо отнести к крупным и соответствующим требованиям по величине уставного капитала18. 
     Тенденция к повышению привлекательности рубля как валюты хранения сбережений нашла свое проявление и в том, что наблюдавшееся в конце 2015 и в начале 2016 г. ослабление рубля под влиянием снижения мировых цен на нефть не сопровождалось увеличением спроса населения и компаний на иностранную валюту. В начале 2016 года США сняли запрет на экспорт нефти из страны в другие страны. Это потенциально увеличило объем предложения нефти на мировом рынке. Запрет на экспорт нефти был введен в 1973 году, когда США стали остро ощущать дефицит нефти из-за остановки поставок с Ближнего Востока. Саудовская Аравия и другие арабские страны ввели эмбарго на продажу нефти  странами, поддержавшим Израиль в войне с Египтом и Сирией в октябре 1973 года. Цена на нефть тогда выросла в 4 раза с 3 долларов за баррель (бочку) до 12. В последующие 5 лет цена нефти плавно подросла до 14 долларов. К 2014 году на мировом рынке добыча нефти начала превышать спрос. В июле 2014 года началось снижение цены нефти со 110 долларов до 80 долларов в октябре.  В ноябре 2014 года Саудовская Аравия отказалась снижать свою квоту на добычу на заседании ОПЭК, что послужило сигналом к дальнейшей игре на понижение. Цена на нефть снизилась ниже 30 долларов в январе 2016 года19. 
     Ослабление рубля под влиянием снижения мировых цен на нефть не сопровождалось увеличением спроса населения и компаний на иностранную валюту обеспечивало относительно низкий уровень оттока капитала по финансовому счету платежного баланса России, способствовало сохранению устойчивости банковского сектора и снижению колебаний валютного курса.
     Указанные выше тенденции развития внутренних финансовых условий, сформированные под влиянием денежно-кредитной политики, отражались на потребительском поведении, динамике экономической активности и цен. 
     Еще одним фактором формирования инфляции является изменение инфляционных ожиданий. Увеличение курсовой волатильности на фоне ухудшения внешней конъюнктуры сырьевых рынков стало причиной повышения инфляционных ожиданий населения во второй половине 2015 года. В 2016 г., напротив, преобладала тенденция к их снижению. Такую динамику можно связать с эффектом уже наблюдаемого замедления инфляции и сохранения умеренно жестких денежно-кредитных условий. Однако текущий уровень инфляционных ожиданий по?прежнему остается повышенным, что при прочих равных условиях требует сохранения более высоких процентных ставок для поддержания стабильной склонности домохозяйств к сбережению. Таким образом, денежно-кредитные условия в 2016 г., с одной стороны, обеспечивают сохранение ценовой стабильности: инфляция продолжает замедляться (до 6,1% в октябре), ее годовой темп по итогам 2016 г., как ожидается, составит 5,5 – 6,0% и достигнет целевого уровня 4% в 2017 г., что соответствует прогнозу, опубликованному в ОН ДКП на 2016 год и период 2017 и 2018 годов. При этом влияние динамики валютного курса на годовую инфляцию будет близко к нейтральному.С другой стороны, проведение взвешенной денежно-кредитной политики остается важным элементом поддержания финансовой стабильности и устойчивости экономики в целом в условиях сильной изменчивости внешней конъюнктуры. Вторым важным элементом смягчения влияния негативных внешних факторов на экономику остается плавающий валютный курс рубля (см. рис. 2.3).
     В 2016 г. экономика России продолжила адаптироваться к неблагоприятным изменениям внешних условий, в том числе за счет стабилизации настроений и ожиданий субъектов экономики и снижения их чувствительности к внешнеэкономическим факторам. 

Рис. 2.3  -  Инфляция и ее компоненты 20
     
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44